После инсульта пациенты часто остаются с физическими и умственными нарушениями. Людям приходится регулярно посещать невролога. Девять из десяти выживших после инсульта имеют некоторую степень нарушения двигательной функции верхних конечностей, что делает это наиболее распространенным после-инсультным осложнением. Обучение по реабилитации не только должно быть длительным, повторяющимся, специфичным и сложным, оно также должно быть мотивирующим и интенсивным.

Какова роль виртуальной реальности?

Виртуальная реальность (ВР) - относительно новый подход к реабилитации инсульта, который показал умеренную эффективность в улучшении моторных функций. ВР может позволить воплощение сенсомоторной обратной связи, когда движения пациентов воспроизводятся в виртуальной среде с помощью технологии захвата движения. Этот расширенный опыт ВР ранее продемонстрировал способность повышать мотивацию пациента и стимулировать нейронные связи в моторной системе, чтобы помочь в функциональном восстановлении.

Может ли виртуальная реальность справиться с реабилитацией инсульта?

В экспериментальном исследовании, опубликованном в журнале NeuroEngineering and Rehabilitation, исследователи из Швейцарии изучили потенциальное использование тренировки по реабилитации инсульта ориентированной на верхние конечности, основанной на ВР. Основной целью исследования было оценить интенсивность обучения (количество повторений, деленное на количество минут активной терапии) и реабилитационную дозу (количество повторений). Они изучили прогресс в обучении на основе ВР по результатам функционирования верхних конечностей, а также безопасность и устойчивость этой технологии.

В исследование были включены десять пациентов после инсульта с односторонней слабостью, использующие систему моторной реабилитации на основе Mind Motion PRO VR. Сам процесс состоял из двух одночасовых сеансов в неделю в течение пяти недель с физиотерапевтом для руководства задачами в соответствии с потребностями и способностями пациента. Оценки проводились на исходном уровне (до обучения), после лечения и на по прошествии четырех недель. Участники занимались упражнениями с помощью ВР, которые стимулировали плечо, локоть, предплечье и запястья при различных сложностях с помощью игровых сценариев, которые включали в себя указание, дотягивание и захват объектов в виртуальном пространстве.

Насколько эффективной была терапия виртуальной реальностью?

Все десять участников исследования завершили полные десять учебных занятий по лечению. Исследование показало, что средняя продолжительность обучения увеличилась примерно на десять минут, а среднее эффективное время обучения (количество минут, когда участники активно обучались, за исключением перерывов) за сеанс удвоилось на последнем сеансе упражнений. Интенсивность обучения (количество целенаправленных движений в минуту эффективного времени обучения) постепенно увеличивалась с первой до последней тренировки.

Во-вторых, в исследовании оценивались функции верхних конечностей, активный диапазон движения и мышечная сила, среди которых все показали увеличение от исходного уровня. Не сообщалось о каких-либо побочных явлениях, и во время лечения уровни боли и стресса были низкими, что указывает на то, что лечение ВР хорошо переносится. Наконец, участники продемонстрировали высокую концентрацию и комфорт с движениями и выразили заинтересованность в продолжении обучения после десяти сеансов, что свидетельствует о высоком уровне приверженности и мотивации к лечению ВР - ключевому компоненту благоприятных исходов среди реабилитационных программ.

В целом, это экспериментальное исследование продемонстрировало способность лечения на основе ВР обеспечить эффективные тренировки, поскольку коэффициент эффективности (соотношение времени сеанса терапии и времени в активной терапии) составил 86,3%, что выше, чем обычные методы лечения. Исследование поддерживает потенциал для программ на основе ВР в качестве реабилитационной терапии для улучшения функциональных и моторных характеристик. Это планируется к дополнительному изучению в будущих исследованиях, которые включают контрольные группы, больший размер выборки, стратифицированные группы и более интенсивные вмешательства с различными моторными оценками.