В последнее время сказкотерапия приобретает особую популярность в психотерапии. Но дать точное определение этому понятию пока не представляется возможным. При этом совершенно ясно, что это методика направлена на решение определенных психологических задач.


Неудивительно, что этот вид терапии получил свою популярность в детской психологии. В силу своего возраста ребенок еще не может точно объяснить свои чувства, поступки, тем более их проанализировать и сделать логические заключения. В процессе сессии психотерапевту легко достичь тесного контакта с маленьким пациентом, изучить его внутренний мир, а также воздействовать на его эмоциональную сферу. Структура проведения сеанса лечения сказкотерапией взрослых и детей одинакова:

1 изначально доктор айболит посредством обсуждения известных пациенту сказок диагностирует его психологическое состояние;

2 затем доктор сочиняет терапевтическую сказку для конкретного пациента, что позволяет затрагивать индивидуальные специфические проблемы;

3 последним этапом является сочинение сказки самим пациентом, где врач может откорректировать неэффективную стратегию на конструктивную.

Разница в лечении взрослых и детей только в уровне сложности. Считается, что пациентам старшего возраста наиболее эффективно начинать терапию сказками в групповых занятиях. В группе люди быстрее адаптируются к ситуации, т. к. получают обратную связь на свои действия и слова, в результате чего находят алгоритмы решения своих проблем.

Основная цель использования этой методики заключается в поиске гармонии внутреннего состояния пациента. Всем известно, что гармонично сложенный человек способен созидать. В противном случае он выступает разрушителем, причем не только своей жизни, но и чужой. В процессе проведения терапии важно пробудить в пациенте созидательную силу и направить ее на познание внешнего и внутреннего миров. Причем благодаря сказкотерапии эта цель достигается очень мягким способом.

Зачастую элементарные житейские навыки человека притупляются из-за высокоразвитого интеллекта. Что это значит? В процессе развития умственных способностей, основная нагрузка которых возложена на период роста и формирования личности, человек совершенно теряет навыки общения в социуме. Отсутствие сказок о здоровье в детском возрасте, когда их роль крайне велика, негативно сказывается на будущем психологическом состоянии пациента, его поведении в обществе, отношениях между людьми и т. п. Сказкатерапия, благодаря метаморфическим ресурсам, помогает адаптировать клиента к социальной среде, учит контактировать и находить взаимопонимание.

В настоящее время человеку приходится прикладывать максимум усилий, чтобы не остаться за бортом прогресса. Физические и нервные напряжения грозят стрессами и психологическими расстройствам. В итоге нарушается работа внутренних органов, происходят гормональные сбои, ухудшается память и внимание.

Проводя регулярные сессий сказкотерапии, у пациента снижается состояние психоэмоционального напряжения. Человек освобождается от негативных эмоций, формируется творческий подход к жизни, развивается самоконтроль, открываются скрытые способности решения задач.

Нужно заметить, что метода сказкотерапии подходит не всем людям. Основной категорией пациентов являются дети, подростки, лица пожилого возраста, женщины и инвалиды.

Сказкатерапия обладает социально-терапевтическим и социально-адаптационным потенциалом, что делает ее незаменимой в социальных сферах.