В современной западной философской мысли в последние десятилетия происходит переход от так называемой "классической", или традиционной антропологии, которая сосредоточивала свою рефлексию на основных структурах и основных категориях человеческого бытия, специфике человеческого поведения и мышления, к новой исторической антропологии. Основной проблемой новой исторической антропологии (Н. Элиас, Л. Кофлер, Д. Кампер и др.) является выявление неизменных предпосылок, которые лежат в основе сменяемости (то есть развития) как индивидов, так и человечества в целом. Образование и воспитание, образовательные практики в их широком антропологическом значении (как обработка человека другими людьми, как составляющие духовного производства) являются одними из таких предпосылок, потому что они существуют во всех обществах во все исторические эпохи. Это положение есть метатеоретическим, то есть таким, что максимально абстрагируется от эмпирических данных, формализирует образовательные практики. Ведь содержание таких антропологических констант, как образование на 000 и воспитание, изменяется, всегда включает у себя инновационные элементы, тем же предопределяя развитие человека и человечества, что можно проследить лишь в исторической перспективе. Образование и воспитание являются механизмами подключения человека к цивилизационному процессу, где происходят его культурное развитие, а также социо- и психогенез человечества.

Новая историческая антропология позволяет выявить последствия образования на https://www.eduget.com/ и воспитания, установить их общее цивилизационное значение. По наблюдениями таких известных представителей исторической антропологии, как Н. Элиас, Г. Ионас. А. Гоннет, общецивилизационными последствиями образовательных и воспитательных практик являются так называемые "индивидуализационные сдвиги, то есть рост автономии и свободы индивида вместе с ростом их инициативы и ответственности, развитием сознания в направлении постконвенциональной морали, то есть такой, которая не нуждается в дополнительных стимулах и мотивациях. Планетарная макроэтика как этика ответственности за судьбу человечества невозможна без такой предпосылки, как усиление индивидуализационных сдвигов в развитии человечества, которое является следствием его социо- и психогенеза.

Тенденции индивидуализации как последствия социо- и психогенеза человечества по Н. Элиасу 

- значительно растут самоконтроль и саморегуляция;

- усиливается мобильность индивидов;

- расширяются возможности выбора и социальное пространство индивида;

- люди начинают полагаться сами на себя, растет их инициатива, свобода осознается как экзистенциальная ценность;

- усиливается Я-идентичность и соответственно становится слабой Мы-идентичность;

- большинство Мы-отношений становятся свободными и устанавливаются личностью.