28 ноября наш университет, отмечая свой 82 День Рождения, не остался без подарков - ДонНМУ стал обладателем долгожданного международного сертификата ІSO 9001:2008, который был торжественно презентован на праздничном ученом совете ректором ДонНМУ им. М. Горького, чл.-корр. НАМН Украины Ю.В. Думанским.

Этому радостному событию предшествовала огромная работа, охватившая все структурные подразделения университета и доставившая немало хлопот вовлеченным в нее сотрудникам университета, которые, однако, оказались не напрасными. Проведенная в университете работа по созданию и внедрению системы менеджмента качества (СМК) была высоко оценена внешними аудиторами Bureau Veritas Certification, международной аудиторской компании, имеющей около 1000 представительств по всему миру. По результатам проведенного сертификационного аудита представители Bureau Veritas Certification, внешние аудиторы А.И. Прилипко и В.В. Моисеенко, рекомендовали ДонНМУ к получению сертификата.

Вхождение Украины в европейское образовательное пространство усилило необходимость гармонизации украинского высшего медицинского образования. Решение этой задачи не только обеспечивает свободный выход на международный образовательный рынок, но и требует унификации процессов обеспечения и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг высшего медицинского образования, приближение к европейским стандартам оценки результатов обучения.

С 80-х годов ХХ века наличие системы менеджмента качества в вузах является обязательным фактором их существования на рынке образовательных услуг. В нашей стране, ровно, как и в других странах СНГ, наличие функционирующей системы управления качеством становится элементом конкурентного преимущества вуза в Украине.

Что же все-таки представляет собой система менеджмента качества, и какие возможности и перспективы она открывает перед высшим учебным заведением?

Итак, в первую очередь, это система управления, которая основывается на принципах TQM (всеобщего управления качеством), легших в основу международного стандарта ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» или адаптированной версии украинского стандарта ДСТУ ISO 9001:2009.

Принцип первый: ориентация деятельности организации на потребителя. Суть этого принципа заключается в постоянном анализе потребностей потребителей, их отзывов и предложений. Данный принцип применительно к университету предполагает в первую очередь работу с основными потребителями образовательных услуг – студентами. Для его реализации сотрудниками отдела управления качеством разрабатывается система анкетирования и анализа полученных данных.

Принцип второй: ведущая роль руководства акцентирует внимание на необходимости в первую очередь руководителей различных звеньев организации на своем управленческом уровне поддерживать и развивать внедренную систему менеджмента. На практике данный принцип должен отражаться на процессе планирования и реализации поставленных в структурном подразделении целей, контроле за их выполнением руководителем.

Принцип третий: вовлечение сотрудников в деятельность по созданию, внедрению и поддержанию системы менеджмента качества, который очень хорошо известен многим работникам ДонНМУ, реализуется через постоянную работу с уполномоченными по качеству от структурных подразделений, проведение внутренних аудитов с участием сотрудников университета, проведение Дней качества и других мероприятий, освещающих работу в СМК ДонНМУ. В ближайшее время также планируется начало курсов повышения квалификации сотрудников ДонНМУ в области качества.

Принцип четвёртый: процессный подход предусматривает рассмотрение различных видов деятельности университета как процессов. Для описания процессов в ДонНМУ были созданы стандарты образовательного учреждения (СТОУ), в которых подробно описаны все процессы университета, идентифицированные в соответствии с пунктами ДСТУ ISO 9001:2009.

Принцип пятый: системный подход к управлению тесно связан с предыдущим принципом, и основан на установлении взаимосвязей между различными видами деятельности университета с целью комплексного управления, а не влияния только на некоторые процессы в отрыве от связанных с ними видов деятельности. Для систематизации и определения взаимосвязей между изучаемыми дисциплинами различных кафедр в ДонНМУ была разработана процедура информационная карта процесса «Изучение дисциплин».

Принцип шестой: постоянное улучшение говорит сам за себя. Как известно, нет пределов совершенству. А постоянное развитие – залог конкурентоспособности и престижности любой организации. Алгоритм реализации этого принципа заключается в определении проблемних моментов и проведении корректирующих и предупреждающих их повторное появление действий. Одним из наиболее действенных механизмов выявления и устранения таких несоответствий является внутренний аудит, который проводится сотрудниками отдела управления качеством совместно со специально обученными представителями от подразделений.

Принцип седьмой: подход к принятию решений, основанный на фактах, то есть полученная в ходе внутренних проверок информация должна учитываться при принятии управленческих решений.

Принцип восьмой: отношения с поставщиками подразумевает налаживание взаимовыгодных и прозрачных связей с деловыми партнерами.

Мировой опыт показывает, что реализация этих восьми принципов является реальным механизмом улучшения управленческой деятельности организации и краеугольным каменем в фундаменте предоставления качественной услуги.

На сегодняшний день все большее количество образовательных учреждений в мире и в Украине, в частности, среди различных систем управления выбирают именно систему менеджмента качества. Данная система позволяет решить не только внутренние организационные вопросы, но и повысить престиж вуза, его конкурентоспособность среди учебных заведений своего профиля, и самое главное, не формальная, но действительно функционирующая система менеджмента качества может стать основой для улучшения качества предоставляемой образовательной услуги.

Что же касается нашего университета, первый шаг сделан: ДонНМУ стал первым университетом среди медицинских вузов Украины, получившим международный сертификат ISO 9001:2008. И, будем надеяться, поднялся на одну ступень ближе к заветной цели – повышению качества образования, а также  достижению международного престижа университета и конвертируемости украинского диплома высшего медицинского образования в мире.


Телефон: 344-44-69
Представитель руководства по качеству,  начальник отдела управления качеством проф. Белик И.Е. ,
344-44-71 отдел управления качеством
Сайт: www.iso.dsmu.edu.ua
Электронная почта:
 
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript