03.12.12-07.12.12 в Киеве под эгидой Американского общества клинических патологов на базе кафедры клинической лабораторной диагностики Национальной медицинской академии последипломного образования им. П.Л. Шупика состоялся семинар «Обзор и сравнение учебных программ резидентуры по клинической патологии/клинической лабораторной диагностике, которые используются для подготовки медицинских кадров в США, Европе и на Украине». В семинаре приняли участие специалисты Донецкого, Одесского, Тернопольского, Львовского, Харьковского медицинских университетов и Киевской национальной медицинской академии последипломного образования. В Украине специальности «клинический патолог» нет, поэтому прежде чем рассматривать вопросы последипломной подготовки этих специалистов, необходимо определиться – кто такие клинические патологи и целесообразность их подготовки в Украине. В США клиническим патологом является врач, который с одной стороны курирует лабораторную службу больницы или клиники, а с другой стороны консультирует лечащих врачей по вопросам корректного обследования пациентов, как при их поступлении с целью постановки правильного диагноза, так и в ходе лечения с целью определения  его эффективности и дальнейшей тактики. Благодаря внедрению современных технологий в клиническую лабораторную диагностику стало возможным обследование пациентов на молекулярном и генетическом уровне, выбрать наиболее оптимальный комплекс исследований с помощью таких диагностических методик,  как ИФА, РИА, ПЦР, проточная цитофлуориметрия, масспектрометрия и др. И в связи с этим возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны возможности клинической лабораторной диагностики расширяются, с другой стороны от момента внедрения новой методики и до ее широкого внедрения в практику и использования лечащими врачами проходит не один год, что в свою очередь тормозит прогресс в этой области. В США именно клинические патологи являются связующим звеном между лабораторно-диагностической службой и практикующими врачами. Наш врач клинико-лабораторной службы не является тождественным клиническому патологу, поскольку не разрабатывает алгоритм проведения лабораторного обследования пациента, не анализирует комплекс полученных результатов обследования и не делает на основании этих данных заключения в отношении возможного диагноза и рекомендаций по дальнейшему обследованию в случае необходимости. С этой точки зрения специальность клинического патолога была бы очень востребована и в наших лечебных учреждениях.  
Что касается общих вопросов обучения в резидентуре (интернатуре), были отмечены следующие отличия: 1) длительность последипломной подготовки в США составляет от 3-х лет и более в зависимости от специализации; 2) интенсивная нагрузка резидентов в лечебном учреждении (не менее 90 часов в неделю); 3) отсутствие разделения курса обучения на очно-заочные циклы (большую часть времени занимает практика в лечебном учреждении и здесь же идет усвоение теории); 4) курация более старшими резидентами младших резидентов (т.е. резиденты 3-года уже курируют резидентов 1-го и 2-го года).    
На семинаре были рассмотрены вопросы преподавания, интерактивного обучения, которые в настоящее время используются и в учебном процессе нашего вуза, а именно: вовлечение студентов в дискуссии, работа маленькими группами, мини-конференции и т.п. Интересными выглядят предложения наших американских коллег  использования таких интерактивных техник, как структурированные записки (с предварительным кратким изложением материала лекции/занятия), минутное письмо (опрос всей группы в течение минуты, например для выяснения базового уровня знаний), использование красных/зеленых карточек при постановке односложных вопросов, ролевых игр и т.д.  В рамках семинара все участники принимали активное участие в освоении различных интерактивных методик обучения, готовили мини-презентации лекций, выступали с докладами, проводили разбор как успешных наработок, так и недостатков. В целом семинар проходил в теплой, дружественной обстановке. Хочется выразить слова огромной благодарности всем организаторам семинара: Центру по контролю и профилактике заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention, CDC) в лице Charles R. Vitek, обществу американских клинических патологов (American Society for Clinical Pathology) и их представителям Cathy Robinson, Quentin Eichbaum, Richard L. Haspel, Jeanne M. Isabel, а также профессору Луневой А.Г. и ее сотрудникам за организацию и проведение первого на Украине семинара клинических патологов. 
с.н.с. ЦНИЛ ДонНМУ, к.мед.н Пищулина С.В. 

 From 3 December 2012 to 7 December 2012 the seminar, «Review and comparison of on-line tutorials of internship on clinical pathology and clinical laboratory diagnostics, that are used for medical personnel training in the USA, Europe and Ukraine» took place in Kyiv under the aegis of American Society of Clinical Pathologists on the base of clinical laboratory diagnostics department of National Medical Academy of postgraduate education of P.L. Shupik. The experts from Donetsk, Odessa, Ternopol, Lvov, Kharkov Medical Universities and Kyiv Medical Academy of postgraduate education were involved in. In Ukraine there is no a qualification of clinical pathologist, therefore before to be concerned with the questions of postgraduate education of these experts, it is necessary to define what the clinical pathologists are and the expediency of their training in Ukraine. In the USA a clinical pathologist is a doctor who supervises laboratory service of hospital or clinic from one side, and on the other hand advises physicians in questions of the correct patients’ inspection at their admittance to the hospital on purpose to make the correct diagnosis and to determine the efficiency of treatment or further tactics. Due to introduction of modern technologies in clinical laboratory diagnostics the inspection of patients at molecular and genetic level became possible and the choice of the most optimal complex of researches by means of such diagnostic methodologies, as immune-enzyme analysis, RIA, PCR, flow cytometry, mass spectrometry and others. But the paradoxical situation arises. From one side there is better possibility of clinical laboratory diagnostics and on the other hand, from the first adoption of new methodology to its wide introduction and use by the attending doctors many years pass and that breaks progress in this area. In the USA clinical pathologists are an interlink between laboratory-diagnostic service and doctors. Our doctor of clinical laboratory service is not identical to the clinical pathologist, because he does not develop the plan of patient’s laboratory tests.  He does not make the analysis of the outcomes, make the differential diagnosis on the basis of the appropriate diagnosing algorithm intended for the purpose and counsel on a further surveys if necessary. From this point of view the qualification of clinical pathologist would be highly sought in our hospitals too.  
In respect of general questions of education in internship, next differences were marked:  1) duration of postgraduate training in the USA continues 3 and more years depending on specialization; 2) intensive loading of interns in care settings (approximately  90 hours in a week); 3) absence of education dividing into residency requirement and distance respectively (the most of the time is occupied by practice in care settings where the interns get theoretical knowledge); 4) counseling by senior interns of junior ones (i.e. the 3rd -year interns counsel the 1st and  2nd -  year interns).    
On a seminar the questions of teaching and interactive education were considered.  Some of them such as involving students in discussions, work in small groups, mini-conferences etc. are already used in our University too. Suggestions of our American colleagues of the use of such interactive techniques  as structured notes (with the preliminary summary of lecture material or class), minute letter (questioning of all group during a minute, for example to determine the prerequisite knowledge), using of red and green cards for monosyllabic questions, role plays et cetera are very interesting.  Within the framework of seminar all participants took active part in mastering of different interactive methodologies of education, prepared mini-presentations, read short lectures, discussed their successes and failures. As a whole the seminar passed in a warm and friendly atmosphere. There is a wish to express the gratitude to all organizers of seminar: to Centers for Disease Control and Prevention (CDC) in the person of Charles R. Vitek, to American Society for Clinical Pathology and their representatives  Cathy Robinson, Quentin Eichbaum, Richard L. Haspel, Jeanne M. Isabel, and also to professor A.G  Luneva and her colleagues  for organization and realization of the first seminar of clinical pathologists in Ukraine. 
Pischulina Svetlana    National Medical University of M.Gorky, Donetsk, Ukraine