Печать

Тематика конференции «Оценка докторских программ»
Организатор конференции – ORPHEUS – европейская организация разработки и гармонизации докторских программ в медицине
Вопросы, обсуждаемые на конференции
1. Необходимость стандартизации программ последипломного обучения
2. Направления и стратегия развития PhD образования
3. Основные принципы организации и развития PhD программ
4. Оценка PhD программ
5. Примеры PhD программ в разных странах Европы и США.
 Существующие варианты PhD программ в Европе
     1) Длительность 3-4 года:
3 года – для исследователей
4 года – для преподавателей
- вариации в зависимости от вида аспирантуры – очная, заочная
     2) Содержание
2 варианта:
- по специализации: для теоретиков – биомедицина, для клиницистов здравоохранение
- по научной профилизации: согласно приоритетных направлений развития университета и реально разрабатываемых и финансируемых научных проектов – индивидуально в каждом университете
     3) Насыщенность программ в кредитах -  широкие вариации с учетом министерских требований страны:
- от 22 кредитов до 60 кредитов
 Наиболее частый вариант – 30 кредитов
     4) Администрирование – реализация программы включает участие нескольких субъектов
- аспирант или соискатель
- руководители – как правило, их два – супервайзер, определяющий основное научное направление и конечный результат + подчиненный супервайзер контактирующий с аспирантом в ключевых точках программы
- координаторы – администраторы – разрабатывают или индивидуализируют программу – варианты-комбинации курсов-тренингов с выходом на необходимое количество часов, они же отвечают за сроки контроля – посредники между аспирантом и курсами обучения.
     5) Виды деятельности, предусмотренные программами:
- Базовые курсы: лекции + семинары
- тренинги (workshops)
- journal clubs
- работа в лабораториях
     6) Контроль
- текущий – по завершении каждого курса – тесты или демонстрация навыка (для тренинга)
- check-points вначале, в середине проекта, по завершении программы
     7) Эффективность PhD программы
- по завершению полной программы обучения – около 80%
- по защите диссертации, научного проекта – от 60 до 84% в разных университетах.

Оценка PhD программ реализуется на 3 ключевых уровнях:
1. Внутренняя оценка – происходит на уровне университета и включает:
- оценку - отбор  кандидатов в аспирантуру (конкурс)
- супервайзера
- администрирования
- условия реализации программы обучения  научного проекта на уровне кафедры, факультета, университета
- наличие материальной технческой базы и финансирования.
2.  Внешняя оценка предполагает оценку другими университетами и министерством
- реализуется только послу внутренней оценки
- внешний аудит с привлечением 2 независимых представителей из университетов, близких по научной тематике, + представителей социальных структур + представители индустриального сектора
- по сути это уровень национальной аккредитации
- предполагает оценку качества с учетом научного выхода (публикации) и суммарной эффективности
3.  Международная оценка и маркировка ОРФЕУСом
- качество программ
- согласно европейским стандартам
-  эффективность научной продукции
- уровень мобильности и трудоустройства аспирантов.

При обсуждении разных вариантов программ постдипломного обучения обращали внимание на баланс между процессом обучения и научного исследования
1. Условием развития науки является научное исследование
2. Качество научного исследования зависит от уровня подготовки знаний аспиранта
3. Адекватное обучение основам научного исследования является принципиальным условием разработки и волнения эффективных научных проектов

Какие навыки нужны PhD кандидату и обязательно должны быть в программе?
 - навыки работы с источниками информации (книги, журналы, дистанционные варианты, поисковые базы)
- навыки анализа информации
- навыки общения, дискуссии
- навыки лабораторной работы
- разработка и управление научным исследованием
- анализ полученных результатов и формы их представления
- подготовка научной публикации
- презентации результатов (устно и мультимедия)

Заключение
     Повышение качества научных исследований  и развитие высшей школы в целом  зависит от наличия и качества программы обучения в аспирантуре (докторских программ)
     Украина (и ДонНМУ) нуждается в реорганизации подготовки научных кадров и разработке программ постдипломного обучения научных и научно-педагогических сотрудников с учетом  национального законодательства  и европейских стандартов качества.

Более детальную информацию о конференции можно получить на сайте
http://www.orpheus2012.org/en/scientificprogrammespeakers

Ознакомиться со стандартами оценки докторских программ, постулируемых ORPHEUS можно здесь: http://www.orpheus-med.org/images/stories/documents/ORPHEUS-AMSE-WFME-standards-for-PhD-education.pdf