LiveInternet
Как считает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), во всём мире депрессией болеют более 350 млн человек. Она занимает первое место по продолжительности лет с ограниченными возможностями, опережая СПИД, рак, ОРВИ и болезни сердца все вместе. Каждый год от 5 до 7% всех жителей страдают долгим промежутком депрессии.

Хотя человечество уже сделало очередной шаг в познании этого недуга, всё равно учёные так и не смогли настолько глубоко  понять биологический спусковой крючок, запускающий болезнь, чтобы создать надлежащее, действительно помогающее выздороветь, лечение. Это объясняется в обращении внимания исследователей только на работу нейронов, тогда как другие области мозга остаются без должного внимания.

Но в нынешней ситуации израильским учёным из Еврейского Университета (Hebrew University) совместно с американскими докторами из Университета Колорадо (University of Colorado) удалось доказать, что именно изменения в микроглии, клетках ЦНС, являются причиной развития депрессии вследствие перманентного стресса.

Микроглия - это клетки-фагоциты класса глии, отвечающие за иммунитет в мозге человека. Их количество - примерно от 5 до 12% числа всех имеющихся клеток головного мозга. Они убивают заражённые элементы, но также губят и нервные клетки. Но не так давно учёные выяснили, что клетки микроглии принимают участие и в процессах физиологии, которые не имеют прямого отношения к травмам, инфекциям, а также в ответной реакции на стресс.

Как было объявлено в журнале молекулярной психиатрии («Molecular Psychiatry») лечение в Израиле показало, те соединения, что изменяют работу клеток микроглии, вполне способны стать новейшим лекарством от депрессии. Это открытие было сделано в ходе эксперимента с мышами. Их подвергали неожиданному постоянному стрессу на протяжении 5-ти недель. В таких тяжёлых обстоятельствах у животных отмечалось аналогичное с болеющими депрессией людьми ответное на стресс поведение и психологическое состояние, - уменьшались как стремление общения в группе, так и несущая радость активность. Кроме того, у мышей снизилась выработка новых клеток в головном мозге, и это является главной нейронной составляющей депрессии.

Интересно, что во время первых 7-ми дней под стрессом, клетки микроглии начинали делиться и активироваться, увеличиваясь в размерах и производя гноеродные микрочастицы. После этих фаз гибель некоторых элементов микроглии была неизбежна. Спустя 5 недель стресса численность этих клеток уменьшилась, а какие-то из них претерпели вырождение, особенно в местах мозга, которые принимали участие в ответной реакции на стресс.

Но как только учёные заблокировали самостоятельно усиленную стрессом активацию микроглии медикаментами или воздействием на гены, - дальнейшее вымирание клеток остановилось. Также был замечен спад депрессивного напряжения и торможение в делении новых клеток в головном мозге. Но эти манипуляции не имели успеха у мышей, проживших 5 недель в стрессе, потому что они имели меньше микроглии. Исходя из такого факта, учёные вводили этой группе животных препараты, стимулирующие эти клетки. Ведущий доктор эксперимента, психонейроиммунолог Еврейского университета, Раз Ярмиа (Raz Yirmiya) заявил: "Эти медикаменты эффективно и быстро справились с восстановлением здорового поведения, которое было до депрессии. К тому же, препараты увеличили деление клеток головного мозга до нормальной отметки всего лишь после первых дней использования."

Это стало сенсационным и не голословным доказательством: в развитии патологий психики и депрессии, а лечение в Израиле - цены ещё не сформированы, но доказано, что важную роль играет нарушение жизнедеятельности клеток микроглии, и это помимо нейронов! Можно с уверенностью казать, что перед учёными открываются двери в изучении микроглиястимулирующих медикаментов. А точнее, антидепрессантов нового поколения с быстрым действием, которые станут использоваться при лечении отдельных форм депрессивных и посттравматических состояний.