Печать
Просмотров: 3534

«Разрушать - не мой принцип»
Юрий Васильевич Думанский профессор, ректор ДонНМУ им. М. Горького, член-корреспондент НАМН Украины, заслуженный деятель науки и техники, известный онколог рассказал «ДН» о годе, проведенном в кресле ректора крупнейшего медвуза страны.
  - Год назад вы стали ректором ДонНМУ. Как спустя время вы воспринимаете такую перемену в своей профессиональной карьере?
  - Хотя нагрузка посравнению с предыдущим этапом моей профессиональной деятельности стала значительно больше, новую должность воспринимаю нормально. Только теперь рабочий день начинается иногда в 6.30, когда начинаю оперировать, а после окончания лечебной составляющей дня приезжаю в Университет и продолжаю функциональную деятельность как ректор вуза.
- Желания разрушить «до основания, а затем...» не возникало?
- Я не сторонник политики, при которой что-то уничтожается или закрывается. Разрушать - это не мой принцип работы. Необходимо, чтобы модернизация обучения опиралась на тот багаж, который накоплен десятилетиями. Наш вуз имеет свою историю, великолепные традиции, огромный лечебный и педагогический потенциал. Поэтому мыслей что-то разрушать у меня не возникало. Реорганизовывать определенные аспекты с учетом веяний времени, современных тенденций да, нужно. Разрушать легко, а вот созидать из имеющегося - сложнее.
- В чем видится ниша украинского образования при интеграции в международный рынок образовательных услуг?
- Сегодня украинское образование работает по болонской (кредитно-модульной) системе, принятой во всей Европе. Именно поэтому перспективным является реализуемое нашим университетом активное международное сотрудничество с вузами европейских стран - участниц Болонского процесса.
Наши студенты со временем смогут получать образование в ведущих вузах Европы, но это случится не завтра.
- Почему?
-Допустим, мы хотим, чтобы кто-то из наших студентов поехал прослушать курс лекций или обучился определенному разделу в университете Европы, для этого необходимо заключить прямой договор об обмене студентами с этим вузом. Это непросто сделать, поскольку мы должны сертифицировать свой вуз согласно критериям Европы. Обмен преподавателями, студентами, технологиями обучения позволит повысить качество образовательного процесса ДонНМУ, востребованность наших выпускников в мире. Мы очень активно сегодня занимаемся этим вопросом.
- Каким сегодня не должно быть образование?
- Сейчас в быстроменяющемся современном мире необходимо учиться непрерывно, впитывая знания из различных источников, и развивать соответствующие навыки.
Прийти в аудиторию, сесть, расслабиться, послушать умные мысли профессора, получить оценку в зависимости от способности отреагировать на вопрос преподавателя - сегодня это неприемлемо. Современная жизнь предъявляет совершен но другие требования к специалистам.
- Какие?
- Способность принимать решения, уметь разрабатывать стратегию лечения и адаптировать ее к конкретной ситуации у постели больного. Это является залогом успеха современного специалиста, который уже не может надеяться на то, что полученное в течение 6 лет образование позволит ему всю оставшуюся жизнь эксплуатировать приобретенный интеллектуальный багаж.
Для такой деятельности врача одной аудитории мало. Поэтому мы развиваем сотрудничество с клиниками.
- В течение этого года вы внезапно появлялись на лекциях и занятиях. Зачем? Хотели освежить свои студенческие воспоминания? Проверить преподавателей и студентов?
- Хотел своими глазами посмотреть, как осуществляется педагогический процесс в нашем вузе. Меня интересовало лекторское мастерство преподавателей - как преподносится материал, как воспринимают его студенты.
Я тоже окончил Донецкий медицинский институт. Последующий профессиональный опыт показывает, что акцент на фундаментальной подготовке однозначно способствует активации творческого потенциала. Мне кажется, что образ выпускника-энциклопедиста постепенно уступает место выпускнику-новатору. Пытался увидеть, как это происходит в реальном времени.
Счел нужным навестить каждую кафедру, каждую лабораторию, чтобы получить представление, чем вуз располагает сегодня, в каком состоянии находится материальная база кафедр.
Хотел познакомиться с сотрудниками, ведь сложно одновременно познакомиться более чем с 3000 сотрудниками вуза.
- Практически все вузы уже почувствовали на себе демографический кризис начала 90-х годов. Количество абитуриентов обещает сократиться. Как, на ваш взгляд, скажется недостаток молодых специалистов на украинской экономике и обществе в ближайшем будущем?
- Так называемая демографическая яма, которая будет наблюдаться в течение нескольких лет, безусловно, вызовет определенный негатив в плане экономического развития государства. Количество абитуриентов, которые придут не только в медицинские, но и другие вузы по всей стране, заметно уменьшится.
Пройдет определенный промежуток времени, и нехватка студентов приведет к дефициту специалистов. Это может привести только к ухудшению оказания качества медицинской помощи населению. Уже сегодня в Донецкой области не хватает бол ее 4000 врачей, преимущественно в сельской местности, маленьких городах.
Важный шаг предпринят Президентом, правительством страны. В Киеве, Винницкой, Донецкой и Днепропетровской областях начался пилотный проект по реформированию системы здравоохранения. Если исследование пройдет успешно, его результаты можно будет использовать на всей территории Украины. Это должно привести к существенному прорыву, повышению эффективности оказания медицинской помощи населению страны.
- Самый сложный вопрос от студента, на который вам пришлось отвечать за этот год?
- Каким вы видите развитие здравоохранения Украины? Этот вопрос студенты задают часто, и он самый сложный.
Студентов интересует путь развития нашего общества и страны, а, соответственно, и путь развития здравоохранения. Молодое поколение хотело бы знать, где, кем и как им придется работать. Молодежь говорит; «Да, мы готовы поехать работать в сельскую местность. А нам предоставят жилье, транспорт, хорошую зарплату?»
Студентов понять можно: из крупного города, в котором расположен вуз, ехать в Богом и властью забытое село, жить на копеечную зарплату, не имея элементарных условий для существования, никто не хочет.
Однако пути решения и здесь есть. Руководители городов, районов должны уже сегодня думать, кто придет к ним на работу через 6 лет. Тогда сразу встает вопрос: «А чем мы можем привлечь к себе на работу будущих молодых врачей?!»
Для этого нужно заключить договор между районом/городом/селом и медицинским университетом о том, что район берет на себя оплату обучения, а вуз берет на себя обязательство подготовки специалиста. После завершения обучения молодой специалист обязуется в течение нескольких лет вернуть району деньги, затраченные на обучение в виде тех услуг, которые он будет предоставлять населению данного региона.
Когда студент будет видеть, что о нем заботятся, то с большей охотой поедет и в село.
- Очень серьезный аспект - здоровый образ жизни и его пропаганда, которая в вашем университете заметно активизировалась. Внедрение новой культуры прошло спокойно?
- Поначалу все воспринималось тяжело. На сайт ректора ДонНМУ было прислано много отзывов, развернулась дискуссия. Более того, меня даже называли Пиночетом за запрет курения на территории вуза.
«Такими жесткими требованиями вы территорию вуза превратили в концлагерь», - звучали и такие слова. Молодежь, как правило, склонна к максимализму. Я отношусь спокойно к подобным резким заявлениям. Когда девушки и юноши, обучающиеся в нашем вузе, немного подрастут, то поймут и достойно оценят те требования, которые мы предъявляем к ним. Здоровый образ жизни и врач - между этими двумя понятиями надо поставить знак равенства. Если знака равенства не будет, то в профессиональном плане любой врач будет неполноценен. Такому специалисту трудно верить.
- Какие из медицинских исследований, осуществляемых в Украине сегодня, кажутся вам наиболее перспективными?
-Таких исследований не так уж и мало, как некоторые хотят представить. Значительное количество исследований осуществляется в клинической медицине. Связано это вот с чем - если работа практического здравоохранения в Европе четко регламентирована, то здравоохранение в Украине сегодня ориентировано на подбор индивидуальной тактики лечения пациента. Там, где проводится индивидуальное лечение, как раз и возникают интересные наработки, показывающие, что мы порой способны получать лучшие результаты, чем на Западе. Порой, не имея технических ресурсов западных врачей, мы подбираем такую тактику лечения, которая с одной стороны упрощает методику, а с другой – делает ее индивидуальной.
Это касается кардиологии, онкологии и других направлений клинической медицины.
- Чему завидуете в других вузах как ректор?
- Завидовать вообще не люблю. В жизни подобное свойство у меня не проявлялось. Считаю, что завидовать не надо, надо учиться. Уинстон Черчилль когда-то произнес интересную фразу: «Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда меня учат».
- К одним из последних наблюдений, вероятно, относится визит делегации ректоров ряда вузов в Стамбул. Ваши впечатления от увиденного.
- Действительно, в составе делегации я был в Стамбуле, где нас знакомили с уровнем медицинского образования, лечебных учреждений, тенденциями современного турецкого здравоохранения.
Встречался с ректорами, преподавателями, профессорами, деканами медицинских вузов. Наша делегация посетила главное управление здравоохранения города Стамбула. Это целый мегаполис, 15 млн. человек, которые обращаются за медпомощью. Нас очень интересовали государственное страхование, вопросы финансирования. Узнали очень много нового в плане построения учебного и лечебного процессов в Турции.
Мы постараемся привлечь турецких абитуриентов для поступления в наш вуз. Турции сегодня сильно не хватает медицинских сотрудников и врачей.
- В чем важность преемственности: школа - Медицинский лицей - ДонНМУ? Постепенно приучаете к мысли, что их жизнь теперь связана с медициной?
- Ежегодно в лицей принимаем более сотни выпускников после 9 класса средней школы. Эти бывшие школьники, пришедшие учиться в лицей, окружены студентами медицинского вуза, и дух медицинского студенчества положительно влияет на принятие решения о продолжении обучения именно в нашем вузе.
Подчеркну - уровень образования в лицее очень высокий, обучение проводят вузовские преподаватели. Большая часть из тех, кто прошел обучение в лицее, в последующем становятся студентами нашего вуза. У этих ребят есть так называемый «подход исследователя». Они не просто изучают тот или иной феномен, а воспринимают его как часть единой научной картины, которую для себя формируют.
Наши студенты активны в получении знаний, всегда ставят много вопросов, пытаются докопаться до самой сути.
- Каким вам видится будущее родного вуза?
- Планов, как говорится, громадье. И все они выстраиваются вокруг главного стратегического направления, ведущего нас к интеграции в международное научно-образовательное пространство.
Не могу сказать, что вижу все в розовом свете, но по всем направлениям деятельности вуза перспективы есть. Если мы сегодня не перестроимся с учетом реалий и тенденций, происходящих в мире, то завтра нас уже не будет. Поэтому перестройка необходима. Она должна проходить плавно, без острых углов. Когда каждое принятое решение будет прочувствовано, взвешено - тогда все получится.

С Юрием Думанским беседовал Владимир Сорока (20 июня 2011)
http://dnews.donetsk.ua/2011/06/20/7473.html