Программы студенческих обменов между странами как вид международного сотрудничества появились в конце 1940-х годов. Их цели и тогда и сегодня ставились практически одни и те же - дать возможность молодым людям из разных государств  ближе узнать друг друга, сравнить подходы в обучении, познакомиться с культурным наследием принимающей стороны.  Важность подобных мероприятий ни у кого не вызывает сомнений, несмотря на победоносное движение новых технологий, общения во всемирной паутине Интернет.

Никто и ничто не заменит непосредственное общение, как говорится глаза в глаза. Благодаря подобным мероприятиям в этом году 29 студентов, представляющих Россию, Узбекистан, Азербайджан, оттачивали свои практические навыки в Донецке. А 21 студент ДонНМУ проходил практику в медвузах Кирова, Ростова-на-Дону, Самары, кроме того, еще 2 студентки из Донецка получили отличную возможность познакомиться с культурой и системой образования Болгарии,  улучшить свое владение иностранными языками, найти новых друзей и приобрести бесценный опыт.  Хочется верить, что в дальнейшем участие нашего университета в программе студенческого обмена будет хорошим дополнением к общей программе высшего образования и, безусловно, повысит конкурентоспособность наших выпускников на рынке труда.  

О том, как проходила практика у наших студентов в университетской многопрофильной больнице для активного лечения - УМБАЛ «Св. Георгия» одного из старейших вузов страны - Пловдивском медуниверситете, узнаем из блиц-интервью.

Юлия Рудь, 4 курс, стоматологический факультет.

-Юлия, расскажите, каким был ваш путь из Донецка в Пловдив, как вас встретили в принимающей стране?

Юлия Рудь: 6 июля 2013 в 7 часов утра болгарский туристический автобус выехал из Донецка. На территории нашей страны мы проехали Запорожскую, Херсонскую, Николаевскую, Одесскую области. Ночью нас ожидал непростой этап прохождения границ: украинской, молдавской, румынской, болгарской. В Болгарию мы прибыли в 16.00 7 июля. В Пловдиве на автостанции нас встретила представительница международного отдела университета Роситца Янкова, которая  со всей ответственностью отнеслась к долгожданной встречи. Особо хочется отметить участие в нашей судьбе вахтера общежития: увидев некоторую растерянность, вызванную новизной впечатлений о стране, а также незнанием болгарского языка, она убедила нас в несущественности волнения по поводу языкового барьера, ведь объясняться мы можем и по-русски, ведь этот язык  несколько десятилетий назад изучали в школах Болгарии.

- Я думаю, нашим студентам будет интересно узнать, как обустроено болгарское общежитие?

Юлия Рудь: Нам предоставили комнату на 1-ом этаже. В номере был  заметен недавний ремонт: стеклопакет, хорошая мебель: 2 кровати, столько же тумбочек, шкаф, письменный стол, стул. Большим плюсом было наличие в комнате санузла с новыми коммуникациями и сантехникой. В общежитии действует система противопожарной безопасности. Общественных кухонь нет, питаются студенты в столовой на территории общежития или университета с 50% скидкой.

- Юлия, в каком отделении вы проходили практику, что удалось нового увидеть?

Юлия Рудь: Я свои практические навыки применяла  в челюстно-лицевом отделении под руководством заместителя декана стоматологического факультета по международным отношениям, заведующей кафедрой челюстно-лицевой хирургии доцента доктора Христины Лалабоновой. Вначале меня познакомили с сотрудниками, показали, как организована лечебно-профилактическая работа. Каждый день я присутствовала на перевязках, удалось увидеть ход плановых операций при одонтогенном верхнечелюстном синусите, кисте подъязычной слюнной железы, калькулезном сиалодените, переломе костей носа. Выполняла манипуляции, предусмотренные методическими указаниями по прохождению практики.

Сотрудники клиники оказались очень дружелюбными, добросовестными, внимательными людьми. Хочу отметить достоинство, которое дополнило их  серьезное отношение к работе,─ хорошее настроение и чувство юмора. Заметны высокие педагогические качества врачей, которые профессионально и с удовольствием объясняли ход самой операции, дальнейший план лечения, доброжелательно  отвечали на вопросы. Языковые трудности не были препятствием для общения благодаря образованности и находчивости врачей. А нам выдалась возможность проявить на практике свои знания английского языка – это стало еще одним положительным моментом нашего пребывания в Болгарии.

- Как оборудован стоматологический факультет?

 Юлия Рудь:  В корпусе стоматологического факультета расположены: 27 клинических залов (168 рабочих мест), 1 операционная, 3 технических зала на 30 мест, 1 технический зал для клинической работы на 28 мест, 1 зал материаловедения – с 24 рабочими местами, 8 аудиторий на 113 мест, 12 лечебно-консультативных кабинета, 4 кабинета для преподавателей, большой конференц-зал на 308 мест, две аудитории (І -156 и ІІ -117 мест), библиотека, компьютерный зал, стерилизационная. На факультете находится 193 современные стоматологические установки, 34 фантомных тренажера, компьютерный 3D томограф, ортопантомограф, дентальные цифровые рентген-аппараты, лазерные аппараты, операционный стоматологический микроскоп, интраоральные камеры, стационарные и мобильные мультимедийные системы, современные эндодонтические комплексы, аппараты для воздушной микроабразии. Обучение  стоматологическим дисциплинам происходит на 8 клинических кафедрах, 7 из них расположены в корпусе стоматологического факультета, а кафедра ЧЛХ находится в университетской клинике им. «Св. Георгия» - самой большой больнице в стране, с современным оборудованием и новейшими технологиями.

- Сколько лет студенты обучаются в вузе?

Юлия Рудь: Срок обучения у них, как и в нашей стране 6 лет. Практические навыки студенты показывают во время обучения, летней практики у них нет. По окончании выпускники получают диплом магистра, который признан в любой стране Евросоюза благодаря тому, что Пловдивский медицинский университет является членом Европейской ассоциации медицинских учебных заведений. Университет принимает участие в программе по обмену студентами Erasmus University Charter, участвует в международных образовательных проектах.

- Кому вы хотите сказать слова благодарности за организованную поездку?

Юлия Рудь: Хочу выразить признательность за помощь в организации поездки нашему  ректору Думанскому Юрию Васильевичу, первому проректору университета Ивневу Борису Борисовичу, проректору по научно-педагогической и международной работе Чернию Владимиру Ильичу, декану стоматологического факультета профессору Удоду Александру Анатольевичу, главе профкома студентов Жиляеву Руслану Александровичу, руководителю практики Ляхову Ивану Константиновичу, а также руководителю обменной практики  Антроповой Оксане Сергеевне.

Искренне надеюсь на дальнейшее сотрудничество Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького с медицинским университетом Пловдива.

 

В последний день практики в Пловдивском медицинском университете: слева направо: студентка из Польши Вероника Гендерка, героиня материала Екатерина Афанасьева и руководитель практики  студентов, Надежда Мечкарова.

Екатерина Афанасьева, 5 курс,  1 медицинский факультет.

-Екатерина, вы в каком отделении проходили практику, что больше всего запомнилось?

Екатерина Афанасьева: Проходила я практику по эндокринологии в университетской больнице им. Св. Георгия. В первый же день показали отделение, в котором было 8 палат, ординаторская, кабинет заведующей, канцелярия и манипуляционный кабинет. Руководителем практики была назначена доктор Надежда Мечкарова. Мне и студентке из Польши Веронике Гендерка доверили курировать пациентов с сахарным диабетом. Мы собирали анамнез заболеваний и жизни, изучали анализы, также делали аускультацию легких, сердца; выполняли поверхностную и глубокую пальпацию живота, после этого принимали участие в назначении лечения.

 

Доктор Митко Митков делится своим опытом с Екатериной Афанасьевой.

- Какое впечатление осталось у вас от Пловдивского  университета?

Екатерина Афанасьева: Территория университета достаточно большая. На ней находятся библиотека, деканат медицинского факультета, столовая и прекрасная аллейка, на которой можно отдохнуть в перерыве между занятиями. В главном корпусе находятся современные и просторные аудитории, в которых читаются только лекции. Недалеко от университета есть библиотека, в которой находятся книги в печатном и электронном варианте на болгарском, английском, русском и немецком языках. Планировка библиотеки очень удобная, так как в ней находится несколько читальных комнат. На территории общежития расположена спортивная площадка, где студенты в свободное время могут играть в футбол и баскетбол.

- Нашли себе новых друзей?

Екатерина Афанасьева: Да, конечно, нам было очень приятно познакомиться с бессарабскими болгарами Димой Намливым, Светланой Яковенко, Ксюшей Бааджи, Любой Станевой, именно эти ребята нам провели экскурсию по Пловдиву.

- Что увидели интересного в Пловдиве, где побывали?

Екатерина Афанасьева: Пловдив один из старейших городов Европы. Он считается культурной столицей Болгарии, которая хорошо известна своим спокойным духом богемы. Нам показали старинные улочки в центре города, археологические памятники, такие как античный стадион, который  находится на площади Джумая, он разделяет пешеходный центр на две части – ул. Князя Александра І и ул. Райко Даскалова. Стадион построен по модели Дельфийского стадиона – в мире сохранилось всего 12 сооружений такого типа. Недалеко от римского стадиона находится мечеть Джумая, которая была  построена во время правления в Болгарии османской империи в 1364 году. Так же взбирались на холм Бунарджик, где находится памятник советскому солдату Алёше. Несмотря на сложную дорогу в Пловдив, ведь, в пути мы провели 38 часов, я очень довольна, надеюсь, что в следующем году в Болгарии большее количество донецких студентов смогут пройти международную практику.


Юлия Рудь на античном стадионе.

Впечатления студентов от прохождения практики в Ростове-на-Дону и Кирове.

Оберемченко Наталья, 4 курс, 3 медицинский факультет.

 -  За 7 дней пребывания в Ростове нам удалось многое увидеть и узнать. Хотелось бы отметить очень радушный прием коллег. С самого первого дня мы чувствовали себя как дома, благодаря чуткому вниманию наших руководителей. За время практики мы посетили гематологическое, нефрологическое, кардио-ревматологическое отделения, присутствовали на обходах, смогли отработать практические навыки, а именно пальпацию и аускультацию, удалось присутствовать на люмбальной пункции. Так же наша группа побывала в 20-ой больнице, где нам провели экскурсию по всем отделениям. Работа ростовских медиков нас очень впечатлила,  особенно нам понравился симуляционный центр, в котором мы увидели множество новейших муляжей, а одна из наших студенток даже принимала роды. В свободное время нам удалось посетить городскую библиотеку, музей изобразительных искусств, краеведческий музей, фотовыставку,  и конечно же, ростовскую набережную. Также мы были в Новочеркасске и Старочеркасске. Вся наша группа осталась довольна этой поездкой. Мы узнали и увидели много полезного, что, несомненно, пригодится в нашей будущей профессии. Надеемся на дальнейшее сотрудничество и верим, что ростовским ребятам понравилось в Донецке не меньше, чем нам на их родине.
 


Вручение донецким студентам сертификатов о прохождении практики.

 


Особо запомнилась ребятам прогулка по набережной.

 

Кристина Половинка, 4 курс, 1медицинский факультет.

- Кристина, расскажите, пожалуйста, где вы проходили практику, и каким новым навыкам удалось обучиться?

Кристина Половинка: В Кировской государственной медицинской академии из нашего вуза помимо меня проходило практику еще три человека: Ольга Семенова и Оксана Булгакова,  стоматологический факультет 3 курс и моя одногруппница Екатерина Кузьмичева. Я и Екатерина должны были закрепить знания по внутренней медицине и хирургии, а девочки из стоматологического факультета по терапевтической стоматологии. Первый цикл у меня и Кати проходил в кардиологическом отделении городского аритмологического центра. Там нас очень хорошо встретили, и сразу же предоставили возможность курировать больных. В первые же дни  заведующий отделением  обучил нас методу  кардиоверсии и на удивление он нам самим ее разрешил сделать,  и в последующие дни нам тоже предоставлялась такая возможность, также  мы присутствовали при проведении индукции тахикардии. Разбирали и расшифровывали показания ЭКГ.  В свободное время нам удалось посетить музей вуза, где нам рассказывали об истории академии с самого ее рождения.  В последующие дни мы посещали палаты интенсивной терапии,  реанимации, где оттачивали мастерство пальпации, аускультации. После обхода мы в ординаторской заполняли истории болезни, в общем, занимались оформлением документации.

  

Вот так выглядит архитектура Кировской медицинской академии.

- Какие достопримечательности удалось увидеть?

 Кристина Половинка: Очень интересной для всей группы оказалась обзорная  экскурсию по городу, в которой гид нам рассказал о достопримечательностях и истории  Кирова. 

В выходные дни мы тоже не скучали: побывали в палеонтологическом музее,  нам попался очень интересный экскурсовод, который своим рассказом заставил наше воображение перенестись  в те уже далекие времена. По окончанию  этой экскурсии мы направились в еще один художественный музей, находившийся в этом же здании, где было  представлено много  картин, очень известных мастеров, уроженцев Вятки, одним  из которых является  Илья Репин. И последней остановкой был музей народных художественных промыслов. Побывали мы и в маленьком городишке под Кировом, в Слободском.  Там находится дом-музей известного в России и за её пределами кардиохирурга  Александра Николаевича Бакулева.  Мы смогли увидеть его обитель и те инструменты, которыми он пользовался во время операций. По окончанию экскурсии нас напоили вкуснейшим чаем за столом Александра Николаевича. После этого  мы направились в храм, который изначально строился без единого гвоздя.  Архитектурной доминантой современного Слободского, нередко называемого «Вятским Суздалем», является колокольня Преображенской церкви, которая видна практически из любой части города. Она была возведена на Красной площади (ныне — Площади Революции) в 1823 году. Автором проекта был губернский архитектор Иван Денисович Дюссар де Невиль. Колокольня считается главным символом города. Первоначально она была выполнена в виде триумфальной арки в честь победы над Наполеоном, впоследствии были достроены верхние ярусы, шпиль и установлены часы-куранты местного изготовления,  которые после незначительного ремонта работают до сих пор.

 

 

Во дворе музея Александра Николаевича Бакулева.

 

 

Да, современный стиль несколько отличается от одежды прошлого века.

 


В таких сундуках наши прабабушки хранили свою одежду.

 

Вот таким увидели наши студенты храм, который построили без единого гвоздя.

 

- Чем была поучительна практика второй недели?

Кристина Половинка: Второй цикл мы выбрали по теме акушерства. Присутствовали на физиологических родах, после которых нам разрешили самостоятельно провести первичный туалет новорожденного, ассистировать гинекологу при восстановлении целостности родовых путей.  Вместе с заведующей проводили бимануально осмотр родовых путей, после родов осмотр в зеркалах, так  же  разрешалось проводить самостоятельно капельное введение лекарственных средств.

- С какими чувствами вы покидали Киров?

Кристина Половинка: Несмотря на то, что город совсем небольшой и казалось бы расположен в российской провинции, нам разрешали проводить все манипуляции, которыми мы должны были овладеть. Прием студентов из ДонНМУ прошел на высоком уровне, поэтому огромное спасибо хочется сказать руководству обеих вузов за предоставленную возможность прохождения практики за пределами Украины.

Впереди ещё один летний месяц отдыха, а потом у студентов и преподавателей, сотрудников нашего университета  вновь начнётся кропотливая работа по совершенствованию всех сторон учебной, научной и клинической деятельности в соответствии с современными европейскими подходами.

Ведь задача вуза предоставить студентам такие возможности, чтобы они чётко осознали значимость своей профессии. И понимали: быть врачом - это не только большая ответственность, но и обязанность постоянно учиться, впитывать в себя все самое новое, современное. А без знания передовых технологий такой специалист немыслим.